Jump to content

20 игровых консолей, не принятых рынком


Recommended Posts

1358922113_ajmvaa6ceaeynme1.jpg

 

История знает много случаев, когда вновь выпущенные на рынок игровые консоли терпели эпическое фиаско. Большинство из них являлось лишь плохими платформами, которым либо не хватало производительности и конкурентного ПО, либо правильной ниши на рынке. Некоторые, однако, имели хорошие шансы на успех, если бы эти шансы не были упущены из-за проблем в менеджменте, маркетинговых оплошностей или отсутствия связей со сторонними разработчиками игр. 

 

1358920647_20_igrovykh_konsoley_001.jpg

 

Ouya: будущая надежда
Но начнем с другого события. Для консолей этот год станет переломным моментом в истории: проект Ouya, занявший второе место по популярности на сайте краудфандинга kickstarter, стал первой в мире консолью, которая финансируется Интернет-сообществом (суммой в $8,5 млн). Эта консоль использует операционную систему Android 4.2 от Google, SoC Tegra 3 и исповедует философию бесплатных игр. Компания Square Enix даже уже объявила, что она будет портировать Final Fantasy III на данную платформу. 

Консоль должна поступить в продажу в начале 2013 года, но ее успех далеко не гарантирован. Мы решили вытащить из чулана истории несколько скелетов, чтобы умерить пыл геймеров, которых взволновал данный проект. В данном обзоре мы представим 20 консолей, потерпевших неудачу, но оставивших след в истории.

 

1358920673_20_igrovykh_konsoley_002.jpg

 

ColecoVision (1982)
Процессор: NEC Zilog Z80A (3,58 Мгц)
Оперативная память: 1 Кбайт
Постоянная память: 8 Кбайт
Графический процессор: Texas Instruments TMS9928A (256x192, 16 цветов, 16 Кбайт)
Видеопамять: 16 Кбайт
Игры: картриджи объемом 8, 16, 24 или 32 Кбайт
Число проданных консолей - Около 2 млн. 
Год окончания производства - 1984 

Причины провала:
Индустрия видеоигр в 1983 году переживала кризис: доходы издателей видеоигр упали, инвестиции были значительно сокращены, анонсы новых игр – отменены. Рынок был насыщен, и пресыщенная публика не проявила особого интереса к новым консолям. Многие игры анонсировались, но так и не поступили в продажу (Tunnels and Trolls – самая известная из них). Наконец, консоль уступила в конкурентной борьбе модели от NES, которая стоила примерно на $100 меньше (около $150, если взять в расчет инфляцию).

 

1358920759_20_igrovykh_konsoley_003.jpg

 

Vectrex (1982)

Процессор: Motorola MC68A09 (1,5 МГц)
Оперативная память: 1 Кбайт
Постоянная память: 8 Кбайт (4 Кбайт из которых занимала встроенная игра MineStorm)
Игры: картриджи объемом 32 Кбайт
Консоль продавалась в комплекте с монохромным монитором Samsung 240RB40. 
Число проданных консолей - Цифры никогда не публиковались, но переполненные склады заставили производителя продавать консоли себе в убыток. 
Год окончания производства - 1984 

Причины провала:
Крах рынка видеоигр в 1983 году. Использовался монохромный монитор, в то время как приставки Atari 2600 и 5200 можно было подключить к цветному телевизору. Основную аудиторию никогда не интересовала данная консоль, и производитель, компания Milton Bradley, была продана другой американской компании Hasbro, что закончилось закрытием проекта.

 

1358920877_20_igrovykh_konsoley_004.png

 

Atari 7800 (1984)

CPU: Atari SALLY 6502 (1,79 МГц)
Оперативная память: 4 Кбайт
Постоянная память: 4 Кбайт
Графический процессор: MARIA (7,16 МГц, 320x240, 25 цветов из 256)
Игры: картриджи объемом 48 Кбайт
Число проданных консолей - 3,77 млн 
Год окончания производства - 1992 

Причины провала:
Качество звука было немного лучше, чем на приставке Atari 2600 VCS, вышедшей в 1977 году, и компания Nintendo подписала эксклюзивные соглашения со многими разработчиками для своей приставки NES, что ограничило возможности Atari.

 

1358920867_20_igrovykh_konsoley_005.png

 

PC Engine/TurboGrafx-16 (1987)
Процессор: Hudson Hu6280 (7,8 МГц)
Оперативная память: 8 Кбайт
Графический процессор: Hudson HuC6260 16-битный (512x256, 64 Кбайт, 256 из 512 цветов)
Игры: картриджи в формате карт памяти HuCard либо на CD-ROM в случае использования дополнительного CD-плеера (TurboGrafx-CD).
Самая компактная консоль из когда-либо выпускавшихся (14х14х4 см). 
Число проданных консолей - 10 млн 
Год окончания производства - 1995 

Причины провала:
Производительность вычислений с плавающей точкой не оправдала ожиданий. Было выпущено очень мало игр от сторонних разработчиков. Рынок был перенасыщен Nintendo и Sega, и, по крайней мере во Франции, дистрибутор (Sodipeng) обанкротился.

 

1358921016_20_igrovykh_konsoley_006.png

 

Atari Lynx (1989)

Процессор: Mikey MOS 65SC02 (4 МГц, 8-битный)
Постоянная память: 512 байт
Оперативная память: 64 Кбайт
Графический процессор: Suzy (16 МГц, 16-битный, 160x102, 16 цветов из палитры 4096 цветов)
Игры: Картриджи объемом 128, 256 или 512 Кбайт
Первая в мире портативная консоль с цветным экраном. 
Симметричная конструкция. 
Число проданных консолей - 5 млн 
Год окончания производства - 1995 

Причины провала:
Было продано недостаточно экземпляров, чтобы привлечь разработчиков. Игры нужно было копировать в оперативную память перед игрой, что ограничивало доступные ресурсы и замедляло процесс загрузки. Приставка была намного дороже Nintendo Game Boy, которая продавалась значительно успешнее. Более того, Atari пострадала от ограниченной доступности консоли на момент выхода на рынок из-за сложности ее производства, по этой же причине консоль потребляла много энергии и быстро расходовала батарейки.

 

1358921067_20_igrovykh_konsoley_007.jpg

 

Amstrad GX4000 (1990)

Процессор: Zilog Z80A (4 МГц, 8-битный)
Оперативная память: 64 Кбайт
Постоянная память: 32 Кбайт
Графический процессор: название не известно, 640x200, 12-битный, 32 цвета из 4096
Игры: картриджи объемом от 128 Кбайт до 512 Кбайт
Число проданных консолей - 150 000 
Год окончания производства - 1991 

Причины провала:
В каталоге для данной консоли было представлено всего 25 игр, большинство из которых было портировано с Amstrad CPC. В GX4000 использовался 8-битный процессор, в то время как SNES и Mega Drive на тот момент уже предлагали 16-битные приставки. Наконец, данная модель не имела существенных технических преимуществ относительно Amstrad CPC, устаревшей на тот момент и имевшей слабую графику.

 

1358921154_20_igrovykh_konsoley_008.jpg

 

Commodore 64 Games System (1990)

Процессор: MOS Technology 8500 (0,985 МГц, 8-битный)
Оперативная память: 64 Кбайт
Постоянная память: 20 Кбайт (7 Кбайт использовалось для KERNAL – ядра ОС Commodore)
Графический процессор: MOS Technology VIC-II MOS 8569 (16 цветов, 320x200)
Игры: картриджи, емкость не известна
Число проданных консолей - Неизвестно, но относительно невелико по причине неудачи консоли и ее запуска только в двух странах – Великобритании и Голландии. 
Год окончания производства - 1992 

Причины провала:
Приставка была ничем иным, как урезанной версией компьютера Commodore 64, для которого были доступны те же самые игры. Но так как C64GS была именно консолью, то многие возможности, доступные на C64, здесь отсутствовали (клавиатура, порты расширения и т.п.). Требовались специальные картриджи, отличные от C64. Джойстик Cheetah Annihilator был крайне низкого качества. На момент запуска имелось всего девять оригинальных игр, другие были портированы с других консолей. Наконец, это была лишь 8-битная консоль, хотя на тот момент уже вышли на рынок 16-битные модели от Sega и Nintendo.

 

1358921196_20_igrovykh_konsoley_009.jpg

 

PC Engine GT/TurboExpress (1990)

Процессор: Hudson Hu6280 (7,8 МГц)
Оперативная память: 8 Кбайт
Графический процессор: Video Display Processor и Video Color Encoder, оба 16-битные
Видеопамять: 64 KB
Монитор: 400x270, 481 цвет из 512
Игры: картриджи в формате HuCard от приставки NES TurboGrafx-16 (PC Engine)

Число проданных консолей - 1,5 млн 
Год окончания производства - 1995 

Причины провала:
Это была первая портативная консоль, позволявшая использовать картриджи от настольных консолей, вышедшая за пять лет до Sega Nomad. К сожалению, ее основные технические преимущества относительно других консолей обернулись недостатками. Консоль была слишком дорогой и опустошала шесть батареек АА за несколько часов. Игры, изначально созданные для экрана ТВ, не всегда подходили для комфортной игры на карманной консоли (например, текст в RPG был слишком мал, чтобы его можно было прочитать). Кроме того, в первых консолях часто встречался брак – дефектные пикселы на экране, проблемы со звуком из-за низкого качества конденсаторов.

 

1358921178_20_igrovykh_konsoley_010.jpg

 

Philips CD-i (1991)

Процессор: 68070 CISC (15,5 МГц, 16-битный)
Оперативная память: 1 Мбайт
Графический процессор: SCC66470 (768x560, 32 768 цветов из палитры 16,7 млн цветов)
Игры: на CD-ROM
Число проданных консолей - 570 000 
Год окончания производства - 1998 

Причины провала:
Контроллер был выполнен в форме пульта дистанционного управления и имел неудачную конструкцию. Сами игры были весьма посредственными (включая Link: The Faces of Evil и Zelda: The Wand of Gamelon). Покупатель не получал трехмерную графику, но должен был заплатить высокую цену. В действительности, это был CD-плеер для гостиной, замаскированный под игровую консоль.

 

1358921274_20_igrovykh_konsoley_011.jpg

 

Commodore CDTV (1991)

Процессор: Motorola 68000 (7,16 МГц)
Оперативная память: 1 Мбайт
Постоянная память: 2 x 256 Кбайт
Графический процессор: чипсет Amiga Enhanced (12-битный цвет на разрешении 320x512 либо 640x512i, если монитор отображает 16 цветов)
Игры: на CD-ROM
Число проданных консолей - Менее 60 000 
Год окончания производства - 1993 

Причины провала:
В приставке использовалась AmigaOS 1.3, заметно уступающая версии 2.0 с точки зрения удобства интерфейса. Кроме того, потребители предпочли дождаться появления CD-дисковода для Amiga 500, где использовался тот же чип, что и в Commodore CDTV (которую можно было использовать лишь как CD-плеер для гостиной). Для того, чем действительно являлась данная консоль, цена была слишком высокой. Наконец, функциональность Commodore CDTV именно как консоли не слишком впечатляла, и разработчики никогда не интересовались данной моделью.

 

1358921374_20_igrovykh_konsoley_012.jpg

 

Panasonic 3DO (1993)

Спецификация для FZ-1 – первой версии консоли (другие версия были относительно похожи) 
Процессор: ARM60 (12,5 МГц, 32-битный), сопроцессор для вычислений с плавающей точкой и кэш SRAM 32 Кбайт
Оперативная память: 2 Мбайт
Видеопамять: 1 Мбайт
Графический процессор: два видеопроцессора (Clio и Madam), обеспечивающих 24-битный цвет и разрешение 640x480
Игры: на CD-ROM
Число проданных консолей - 5 млн 
Год окончания производства - 1996 

Причины провала:
Слабая бизнес-модель, предполагавшая от пользователей вложения денег в саму консоль, а не только в игры. Результатом стала слишком высокая цена на момент запуска ($700). Компания 3DO не смогла получить достаточной поддержки разработчиков, чтобы предложить интересный каталог игр. Не способствовало успеху и то, что рынок на тот момент был насыщен продуктами Nintendo и Sega.

 

1358921405_20_igrovykh_konsoley_013.jpg

 

Atari Jaguar (1993)

Процессор: Motorola 68000 (13,295 МГц, 16/32-битный)
Оперативная память: 2 Мбайт
Графический процессор: Tom (32-битный ARM-процессор с 64-битным блоком логических преобразований (ALU), работающий на частоте 26,59 МГц) и Jerry (идентичен Tom, но частично использовался для сигнальных вычислений, а не только обсчета графики).
Игры: картриджи объемом 6 Мбайт или меньшим.
Число проданных консолей - Менее 250 000 
Год окончания производства - 1996 стал последним для Jaguar, которая стала последней американской консолью до выхода первого Xbox в 2001 году. 

Причины провала 
Было выпущено слишком мало игр, кроме Alien vs. Predator и Tempest 2000, способных привлечь широкую аудиторию. Контроллер имел неудачную конструкцию. Ошибка в контроллере памяти процессора затормозила дальнейшее развитие платформы, сделав более сложными и без того непростые условия для независимых разработчиков.

 

1358921364_20_igrovykh_konsoley_014.jpg

 

Pioneer LaserActive (1993) 

Невозможно привести здесь перечь спецификаций данной консоли, так как подробности относительно нее запутаны, и большинство из них, судя по всему, держалось в секрете. Устройство от Pioneer являлось, прежде всего, медиа-плеером, который был совместим с играми на оптических дисках LaserActive LD-ROM объемом 540 Мбайт. К сожалению, каталог на момент запуска насчитывал всего 10 игр, да и стоимость консоли составляла $970, что было чрезмерно много, даже если не учитывать фактор инфляции. Во всяком случае, данная приставка заняла почетное второе место в перечне самых дорогих консолей в истории, уступив первое Halcyon от компании RDI, где также использовались диски стандарта LaserDiscs, а цена составляла в 1985 году $2500 (сегодня это эквивалентно примерно $5300). 

LaserActive также позволяла воспроизводить игры для MegaDrive и PC Engine посредством модулей, которые приобретались отдельно. Однако цена этих модулей была столь высока, что было разумнее приобрести оригинальные консоли либо более современное устройство. Всего было продано примерно 10 тысяч LaserActive.

 

1358921444_20_igrovykh_konsoley_015.png

 

Apple Bandai Pippin (1995)

Процессор: PowerPC 603 66 МГц
Оперативная память: 5 Мбайт памяти, общей с графическим процессором
Постоянная память: 3 Мбайт памяти, на которой размещалась версия операционной системы Apple System 7.5.2
Графический процессор: Tacos (640x480, 16-битный)
Игры: на CD-ROM
Число проданных консолей - 42 000 
Год окончания производства - 1997 

Причины провала 
Несмотря на утверждения от Bandai и Apple, что Pippin представляет собой доступную версию Macintosh Classic для развлечений, устройство задумывалась именно как консоль. Но затем PlayStation, Nintendo 64 и Saturn насытили рынок, что делало стоимость приставки Apple слишком высокой. К сожалению, каталог игр для Pippin был смехотворно скудным – на момент запуска, для американского рынка предлагалось всего 18 игр. Японская версия насчитывала менее 80.

 

1358921487_20_igrovykh_konsoley_016.jpg

 

Nintendo Virtual Boy (1995)

Процессор: NEC V810 (20 МГц, 32-битный)
Память: 128 Кбайт видеопамяти и 128 Кбайт системной памяти
Дисплей: "шлем виртуальной реальности", оснащенный двумя монохромными проекторами, работающими раздельно для каждого глаза. Разрешение 384x224, частота 50,2 Гц.
Игры: картриджи объемом 16 Кбайт.
Число проданных консолей - 770 000 
Год окончания производства - 1996 

Причины провала 
Первой системе "виртуальной реальности", предназначенной для широкой публики, пожалуй, было бы трудно подыскать конкурентов. Но Virtual Boy была слишком дорогой, несмотря на то, что для построения изображения в ней использовалось две линейки красных светодиодов, чтобы снизить себестоимость и обойти проблемы с производительностью. Потенциальная аудитория Virtual Boy была существенно ограничена, так как Nintendo продавала консоль только в Японии и США. 
В США была налажена интересная возможность взять консоль в аренду. Можно было взять консоль домой на тест-драйв, заплатив всего $10. Но использование монохромного дисплея и скудного каталога игр для Virtual Boy (всего 22 за весь срок жизни) положил конец такому подходу: лишь немногие из тех, кто взял консоль в аренду, впоследствии покупали ее. Консоль также имела тенденцию вызывать тошноту и головную боль, что, вероятно, связано с монохромным дисплеем и неудобными наушниками.

 

1358921520_20_igrovykh_konsoley_017.jpg

 

Tiger Game.com (1997)

Процессор: Sharp SM8521 (8-битный)
Монитор: Диагональ 3,5 дюйма, разрешение 200x160, черно-белый, 4 градации черного.
Игры: два слота для картриджей (один использовался для игр, второй – для модема 14,4 Кбит/с).
Число проданных консолей - Менее 300 000 
Год окончания производства - 2000 

Причины провала 
Game.com была первой портативной консолью с тачскрином, выходом в Интернет и возможностью одновременного использования сразу двух картриджей. Сенсорный экран не являлся преимуществом, как может показаться в наши дни, так как он был весьма неточен (сетка 12х16 на весь дисплей), а отсутствие подсветки делало картинку блеклой. Непродуманный интерфейс дополнялся отсутствием энергонезависимой памяти, что делало сохраненные игры уязвимыми. 

Каталог игр для Game.com слабо отвечал потребностям довольно молодой аудитории данной консоли. Флагманскими играми были Wheel of Fortune, Sonic и Duke Nukem. К сожалению, платформа не вызвала интереса в прессе, да и нелепый маркетинг Tiger не способствовал росту ее популярности.

 

1358921552_20_igrovykh_konsoley_018.jpg

 

Neo Geo Pocket Color (1999)

Процессор: Toshiba TLCS900H (6,144 МГц, 16-битный)
Оперативная память: 12 Кбайт для процессора 900H
Постоянная память: 64 Кбайт
Дисплей: 160x152, 146 цветов из палитры в 4096 цветов
Игры: картриджи объемом до 4 Мбайт с флеш-памятью от 512 Кбайт до 2 Мбайт
Число проданных консолей - 2 млн. (включая модель Neo Geo Pocket, выпущенную годом ранее) 
Год окончания производства - 2001 

Причины провала:
Отсутствие связи между сторонними разработчиками игр и менеджментом SNK привело к нехватке игр и, в конечном итоге, к провалу консоли. Дисплей не имел подсветки и требовал очень хорошего внешнего освещения, чтобы информация на нем читалась. Кроме того, использование картонных корпусов для картриджей в качестве меры экономии создало имидж недостаточно качественной платформы. В итоге, консоль значительно уступала по популярности Game Boy Color, Pokemon Mini и Game Boy Advance.

 

1358921585_20_igrovykh_konsoley_019.jpg

 

N-Gage (2003)

Процессор: ARM4T (104 МГц)
ОС: Symbian OS 6.1
Дисплей: 176x208, 4096 цветов
Игры: на картах MMC
Число проданных консолей - 3 млн (для всех версий) 
Год окончания производства - 2004 (остановлен выпуск N-Gage), 2005 (остановлен выпуск N-Gage QD), 2007 (закрытие проекта), 2010 (закрытие сервиса N-Gage Arena) 

Причины провала:
Попытка скрестить портативную консоль и Symbian-смартфон, которая не увенчалась успехом. Во-первых, консоль была выполнена в форме блюдца, что простительно или даже уместно для портативной игровой консоли, но неприемлемо для телефона. Во-вторых, блок цифровых клавиш, необходимый для осуществления звонков, делал неудобным использование N-Gage уже в качестве консоли. Кроме спорной компоновки и дизайна, консоль имела еще одну проблему – слишком дорогие игры, выбор которых был при этом невелик. Лишь немногие игры для N-Gage пользовались успехом (Pocket Kingdom: Own the World и Pathway to Glory), но это было явно недостаточно, чтобы привлечь игроков.

 

1358921649_20_igrovykh_konsoley_020.jpg

 

Gizmondo (2005)

Процессор: Samsung ARM9 (400 МГц)
Оперативная память: 128 Мбайт DDR (16-битная)
Постоянная память: 64 Мбайт
Графический процессор: GoForce 3D 4500 (1,2 Мбайт, 128-битная SRAM)
Игры: на картах MMC или SD
Число проданных консолей - Менее 30 000 
Год окончания производства - 2006 

Причины провала:
Перед нами история консоли, которая имела все для успеха, но крайне слабый корпоративный менеджмент привел ее к краху. Директор компании Tiger Telematics Стефан Эриксон (Stefan Eriksson) был заподозрен в связях со шведской мафией. Основатель Tiger Telematics и идейный отец Gizmondo Карл Фрир (Carl Freer) неоднократно привлекался к суду по различным обвинениям. Криминальные скандалы привели к закрытию компании Tiger Telematics, а консоль была снята с продаж. Шведская консоль также имела проблемы с продажами из-за очень скромного каталога игр. Всего одна игра сопровождала выход приставки на британский рынок (Trailblazer), восемь – выход на американский рынок. На всю Америку существовало всего восемь фирменных точек продаж. Для портативной консоли было создано немало уникальных аксессуаров, вроде модуля GPS, GPRS, SMS, MMS и Bluetooth, но найти их в продаже было нереально. Продажи консоли оставались очень низкими.

 

1358921733_20_igrovykh_konsoley_021.jpg

 

Infinium Labs Phantom

История о неудачах игровых консолей была бы неполной без Phantom – одного из наиболее известных примеров фантомного "железа". Прототип консоли был представлен на выставке Electronic Entertainment Expo (E3) в 2004 году. Он позволял запускать PC-игры, загружаемые из Интернета, и в нем не использовались ни картриджи, ни диски. Стоящая за проектом компания Infinium Labs наняла более 200 инженеров, включая одного из создателей DirectX Тая Грэма (Ty Graham), для работы над консолью. Остальные действия не были столь тщательно спланированы. Infinium Labs не заключила необходимых соглашений по лицензированию и дистрибуции запускаемых на своей консоли игр. Дата выхода консоли, изначально запланированная на ноябрь 2004, продолжала переноситься до тех пор, пока производитель просто не убрал информацию о готовящейся к выходу консоли со своего веб-сайта два года спустя. Как сообщалось, Infinium Labs не смогла получить необходимое финансирование.

 

1358921791_20_igrovykh_konsoley_022.jpg

 

PS Vita (2011)

Процессор: четырехъядерный ARM Cortex-A9
Оперативная память: 512 Мбайт
Видеопамять: 128 Мбайт
Графический процессор: PowerVR SGX543MP4+
Игры: на картах PS Vita, от 4 Гбайт до 32 Гбайт
Число проданных консолей - Слишком мало для того, чтобы Google портировала на нее систему Android. 
Год окончания производства - Скоро... 

Причины провала 
PS Vita имеет ряд серьезных преимуществ. Но на данный момент, ее показатели продаж являются катастрофическими – всего 2,2 млн штук по всему миру на 30 июня. Между тем, Nintendo 3DS продано свыше 22 млн штук. Эти разочаровывающие данные ставят под сомнение экономическую модель Sony в то время, когда игры на мобильных устройствах однозначно набирают популярность.

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...